Автор статьи анализирует изменения, которые претерпели песни о войне после переворота 9 термидора II года Республики, когда французские войска начали одерживать победы на фронтах, что в итоге позволило заключить мир с большинством стран Первой антифранцузской коалиции. Часть мотивов, характерных для 1792–1794 гг., звучали и далее, однако изменений оказалось значительно больше. Ряд тем – таких как борьба с тиранами, роль Франции в мире и ее мессианские притязания – в новых условиях переосмысливалась. Надежды на то, что население соседних стран поднимется на борьбу со своими государями, угасли, оставалось уповать лишь на французов, которые принесут этим странам свободу и объединят Европу вокруг Франции, которая рассматривалась как новый Рим, новый центр мира. В песнях уже не видно призывов подняться всем народом ради выживания, дать отчаянный бой тем, кто идет на Францию, и умереть в бою, если иного будет не дано. Возникло и множество сюжетов, которые до термидора практически не затрагивались. Прежде всего, это тема мира, к которому, по словам авторов, стремится французский народ. Французы уже одержали бессчетное количество побед, их войска везде – от Голландии до Египта. Но сколько может быть жертв, ради чего они? Победа одержана, Республика выстояла, теперь можно и отдохнуть. В песнях звучат разочарование и усталость. Проявляется ощущение, что умирали на полях сражений одни, а наживались на войне другие.
Бовыкин Д.Ю. Песни посттермидорианской эпохи // Французский мир на перекрестках эпох (к 75-летию доктора исторических наук Блуменау Семена Федоровича). Брянск, 2023. С. 64–83.
Песни Первой Французской революции. М.-Лг, 1934.
Almanach des Grâces : étrennes érotiques et patriotiques chantantes. IIIe année républicaine. Paris, 1795.
Almanach des Muses pour l'an III de la République Française. Paris, an III.
Amis des lois, ou Mémorial politique et littéraire. N 861. 4 nivôse, an VI (24 décembre 1797).
Biget M. Musique et Révolution française : la longue durée. Paris, 1989.
Cambibi G.M. Hymne à la victoire, mis en musique par J.-M. Cambini. Paris, s.d.
Chansonnier de la République, pour l'an 3e. Dédié aux amis de la liberté. Bordeaux, 1794.
Choix de poésies révolutionnaires et anti-révolutionnaires. Vol. 2. Bruxelles, 1830.
Extrait du procès-verbal de la société populaire de Gommerville (Eure-et-Loir) relatif à la fête célébrée en l'honneur de la reprise de Toulon, lors de la séance du 24 pluviôse an II (12 février 1794) // Archives parlementaires. 1ère série. Paris, 1982. T. 84. P. 601. Col. II.
Histoire chantée de la première République, 1789 à 1799 : chants patriotiques, révolutionnaires et populaires. Paris, 1892.
Hughes Ch. Music of the French Revolution // Science & Society. Vol. 4. № 2. 1940. P. 193–210.
Hymne sur le dévouement héroïque de l'équipage du vaisseau le Vengeur présenté au Comité de Salut public, par l'auteur. Paris, 1794.
La Harpe. Le Chant des triomphes de la République française, ode par La Harpe. Paris, [1794].
Le messager du soir, ou Gazette générale de l’Europe. N 893. 10 pluviôse an III (Jeudi, 29 janvier 1795).
Mason L. Singing the French Revolution. Popular Culture and Politics, 1787-1799. Ithaca, 1996.
Ode sur la victoire remportée dans les plaines de Fleurus / mis en musique par J.-M. Cambini. Paris, s.d.
Parseval-Grandmaison F.-Au. Poésies diverses composées en Égypte, en Angleterre et en France. Paris, 1803.
Pierre C. Les hymnes et chansons de la Révolution : aperçu général et catalogue, avec notices historiques, analytiques et bibliographiques. Paris, 1904.
Pierre C. Musique des fêtes et cérémonies de la Révolution française. Paris, 1899.
Poésies révolutionnaires et contre-révolutionnaires, ou Recueil, classé par époques, des hymnes, chants guerriers, chansons républicaines, odes, satires, cantiques des missionnaires, etc., etc. Paris, 1821. Vol. 1-2.
Réimpression de l’Ancien Moniteur. Vol. 4. Paris, 1860.
Rouget de Lisle Cl.-J. Le Chant des vengeances. Paris, [1797].
Rouget de Lisle Cl.J. Marche des Marseillois chantée sur différens théâtres. Paris, 1792.