Статья посвящена анализу взаимоотношений деятелей французской культуры и немецких оккупантов в годы Второй мировой войны. Оставляя за пределами своего исследования активных коллаборационистов, с одной стороны, и участников движения Сопротивления – с другой, автор сосредотачивает внимание на политически не ангажированном большинстве. По его мнению, подавляющая часть французской творческой интеллигенции в годы оккупации стояла на позициях конформизма, а не коллаборационизма. Это, употребляя термин швейцарского историка Ф. Бюррена, «приспособленчество» объяснялось не только стремлением сохранить собственное материальное благополучие и комфортные условия для творчества, но и глубинными психологическими причинами и культурными традициями нации. Тонкая и продуманная политика немецких властей в отношении французской интеллигенции также во многом предопределила открытость последней к диалогу с оккупантами.