В XVIII столетии идеи Просвещения захватили Западную Европу. Не избежал их влияния и Апеннинский полуостров, правда, здесь ценности Просвещения разделял достаточно узкий круг образованных элит, тогда как основной массе населения они оказались чужды. Поэтому, когда в 1799 г. французы вторглись в Неаполь и учредили там Партенопейскую республику, южно-итальянское общество оказалось расколото, и этот раскол обернулся гражданской войной: одни с восторгом приветствовали иноземцев, которых почитали за освободителей, другие же встали на защиту своей веры, короля и отечества. Это было столкновение двух чуждых друг другу миров, и их противостояние как нельзя лучше демонстрируют воспоминания, отчеты и дневники участников и очевидцев, отразившие представления противоборствующих сторон друг о друге. В текстах республиканцев их враги предстают либо религиозными фанатиками, которые поддались пропаганде священников, либо же криминальным сбродом. Вместе с тем, своим главным противником республиканцы считали не народ, а именно служителей культа, которые якобы внушали плебсу ложные ценности. Санфедисты же, напротив, описывали своих врагов как варваров, оскверняющих церкви, жестоких, разнузданных и алчных, которые, прикрываясь громкими лозунгами, захватывают страны и грабят их. Но еще большую ненависть, чем французы, у плебса вызывали соотечественники-якобинцы — местные просвещенные элиты, которые фактически утратили свою национальную идентичность, встав на сторону неприятеля.
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда, проект № 25–18–00510 «Взаимоотношения военнослужащих и гражданских лиц в эпоху Наполеоновских войн».