Долгое время общество европейских стран ассоциировалось с идеями прогресса и модернизации, в результате чего к понятию «традиция» стали относиться с неприязнью или высокомерием. Но что понимали под «традиционным» обществом? Это было сугубо аграрное общество, часто автократическое и патриархальное, не слишком далеко продвинувшееся на пути к представительному правлению; в экономике предполагалась большая зависимость от производства продовольственных продуктов и от семейного хозяйства, малое число городов, невысокая капитализация и низкий уровень технологий. Всё это легко было отождествить с невежеством и отсталостью, что и делали с большой охотой политики периода Французской революции и Наполеоновской империи, описывая состояние общества в Египте, Восточной Европе и южных странах Средиземноморского региона. Однако традиционное совсем не обязательно должно было приравниваться к отсталости и примитивности, и в послереволюционную эпоху – период романтизма – европейцы начали смотреть на это совсем иначе, видя в религиозной вере источник силы, восхищаясь искусством и культурой Востока и только что открытых африканских народов и осуждая гуманизм Просвещения как форму редукционизма. Традиция приобрела новый статус. Национальная идентичность формировалась на основе культурных традиций, как реальных, так и воображаемых, а радикальные движения XIX и ХХ вв. искали свои корни в традиционных верованиях и практиках. Сегодня вновь пробудился интерес к традиции в форме религиозных верований или деревенских ритуалов, и теперь уже отнюдь не предполагается автоматически, что традиционное – враг современного.
Исследование выполнено по гранту Правительства Российской Федерации в рамках подпрограммы «Институциональное развитие научно-исследовательского сектора» государственной программы Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на 2013 – 2020 гг. Договор № 14.Z50.31.0045.