В статье рассматриваются формирование и эволюция жанра «альтернативной истории» в историописании, политике, кинематографе и, частично, беллетристике применительно к эпохе Наполеоновских войн. Автор приходит к выводу, что особую роль в развитии «альтернативной истории» сыграл поверженный император Наполеон, одной из главных целей которого было оправдать свои, нередко неудачные решения и действия, и в то же время сохранить за собой ключевое место в мировой истории. «Альтернативные» подходы при обращении к эпохе Наполеона изначально играли заметную роль в политической борьбе во Франции и в других странах, в том числе, в России. Спектр использования этих сюжетов политиками оказался чрезвычайно велик – от «компенсаторной» функции до презентации политических программ. Образ «альтернативного» Наполеона стал также излюбленным вариантом осмысления широкого спектра проблем человеческой жизни – любви, жизненного выбора, смысла и содержания счастья. Обращение к «альтернативной истории» эпохи Наполеоновских войн составляет важнейший элемент современного исторического, социального, политического и культурного дискурса.