До сих пор исследователи обращали мало внимания на роль внутренних европейских водных путей в истории экономики и международных конфликтов. В статье утверждается, что в то время, когда Франция вела Революционные войны, Россия в войнах с Османской империей сумела получить контроль над важнейшими торговыми путями в Черном море. Успехи русской армии изменили направление торговых путей, по которым поток украинского зерна переориентировался с северного, по Висле и Балтике, на южное направление – через Черное море. Такое изменение торговых путей создало угрозу политической стабильности не только потому, что выводило торговлю из-под контроля Франции и Англии, но и потому, что это был запасной путь снабжения Франции зерном. И это в то время, когда голодные бунты не раз способствовали смене режима во Франции. Рост российского могущества на Черном море создавал возможность не только для России, но и для всей Центральной Европы, пользоваться альтернативными внутренними торговыми путями для связи с Востоком, что создавало дополнительную угрозу французскому экономическому могуществу, особенно после потери Санто-Доминго в 1805 г. Автор предполагает, что вторжение Наполеона в Россию в 1812 г. имело экономические корни, поскольку император надеялся не только захватить важнейшие рынки для перепродажи колониальных товаров, но также предотвратить развитие альтернативных внутренних торговых путей, которые могли бы конкурировать с атлантическими, балтийскими и средиземноморскими.